В области электронно-вычислительной техники Советский Союз находился далеко впереди планеты всей.
Там же примерно находились и Соединенные Штаты Америки. В 1963-м году СССР обгонял, в 1964-м немного отстал, в 1965-м сократил отставание, в 1966-м догонял, в 1967-м догнал, в 1968-м перегнал, в 1969-м снова отстал. Я родился в 1970-м.
И первая встреча с ЭВМ произошла у меня летом 1985-го года. Целый месяц мы с товарищами разбирали молотками и выносили на помойку "Урал-2" (Производительность 5000 операций/сек, ОЗУ 10кБ, ПЗУ 320кБ, количество ламп 2100шт., потребляемая мощность - 25кВт, занимаемая площадь: 150—200м.кв.).
Тогда было время перемен, их все ждали и требовали. В частности, в области компьютеризации. Юные пионерки с трибуны ХXVII-го съезда КПСС обращались к партии и народу со стихами:
Это они намекали на недостаток персональных ЭВМ в школах. Взрослые дяди развлекались во всю, рассчитывали парметры космических челноков, готовились управлять погодой и рисовали голых баб в текстовых режимах, а школьникам всего этого не хватало, далеко не в каждой советской школе был компьютер.
А в нашей был, и не один. Для групповых занятий использовалась ЭВМ ЕС-1022 (Среднее быстродействие - 80 тыс. операций в секунду. ОЗУ на ферритовых сердечниках, емкостью 256 Кбайт в шкафу, расширение памяти допускалось вторым шкафом. Накопитель на магнитных дисках 7,25 Мб или 29 Мб). Машина требовала помещения площадью 108 кв.м. и потребляла 25 кВА).
Особо выдающимся ученикам доверяли в полное распоряжение СМ-4 ( до 800 тыс. операций в секунду, ОЗУ до 124 Кбайт)
Потом организовался целый класс ДВК-2. А стоил ДВК-2 15600 рублей = 1.9 автомашины ВАЗ-21063.
Кому не хватало в школе, шел во Дворец, или, хотя бы, в Дом пионеров, там тоже давали молодежи поупражняться. Отличное место был наш Дом пионеров. В подвале расстреливали врагов народа, т.е. я хотел сказать, был стрелковый кружок. Каждый будующий воен с нашего района мог туда приходить хоть каждый день, и, назвав фамилию, номер школы и класс, совершать по 10 выстрелов из малокалиберной винтовки.
На 1-м этаже строили ракеты, самолеты и корабли. На 2-м программировали и занимались бальными танцами. Но без баловства. Замеченных за всяким паратрупером изгоняли с позором.
Те дети и взрослые, кому не удавалось прикоснутся к компьютеру и дисплею, программировали на калькуляторах. Сейчас этот процесс уже невозможно ни представить, ни описать. Но я попробую. За большие деньги, 65 рублей, в магазине приобретался калькулятор "Электроника МК-61".
В журнале "Наука и жизнь" находилась программа "Полет на Луну". В течении часа эту программу надо было вводить в калькулятор, безошибочно нажимая нужные кнопки. Если на 59-ой минуте случайно нажималась не та кнопка, процесс начинался сначала. По окончании ввода основной программы коммандир корабля вводил еще пару чисел, от себя, задавая параметры полета и нажимал последнюю, самую главную кнопку. После чего умный калькулятор несколько минут мигал своим зеленым сегментарным дисплеем и выдавал: еггог - если что-то пошло не так, 00000 - если корабль промахнулся мимо Луны или разбился об неё и 11111 в случае успешной мягкой посадки. Новая попытка требовала нового ввода программы. Такие были игры.
Да, это были суровые, жестокие были времена. Ребенка допускали к компьютеру только после изучения языка программирования, основ кибернетики и теории алгоритмов. Юноша, не познавший Кнута, считался незрелым. Для завоевания авторитета у сверстников и сверстниц надо было выиграть хотя бы международную олимпиаду.
Но мы боролись. Мы отвергали попытки обучить нас работе с перфокартами и перфолентами.