С каждым годом Белоруссия становится все более и более привлекательной для автотуриста. Уже даже есть, где поесть. Принимают карты. Государственные АЗС блещут чистотой и радуют ценами. Да и вообще всё радует ценами, кроме тех мест, где в больших количествах проезжают москвичи.
Вот раньше было не так. Захочешь поесть - а нечего. Ночевать приходилось в домах колхозников и центрах подготовки олимпийцев. Непросто было с деньгами. На пытавшихся заплатить белорусскими смотрели как на врагов белорусского народа.
Теперь же новый BYN, большой и твердый, есть повод для национальной гордости, а даишники оборудованы терминалами оплаты и взымают штрафы, не покидая патрульного автомобиля. Запросто можно арендовать агротуристическую виллу из экологически чистого бревна за какие-нибудь 300евро/ночь.
Дороги в Белоруссии платные. Это написано много где: на границах, на биллбордах, на заправках - но нас, россиян на легковых автомобилях не касается, хотя понять это из официальных информационных источников не просто.
На проезд через границу в Бресте можно предварительно записаться на belarusborder.by (привет 90-м, три дня в очереди) Пункт пропуска расположен в самом городе Бресте и легко достигается по указателям. Объехать его лучше не пытаться: через расположенные к северу Казловiчы пускают только фуры, а через Домачево мы сами ездим.
В белорусских пограничных пунктах соблюдается строгий, суровый порядок, службу несут ответственно, вникают во всё. Собака у нас обучена на границах ховаться в дальний угол и сидеть тихо. Никому, кроме белоруссов, её в машине обнаружить не удается. Когда стоишь, из-за этой собаки, в "красный коридор", то через каждые 5 минут подходит кто-нибудь в форме и спрашивает, не ошиблись ли коридором. Появился даже небольшой контроль на границе с Россией, могут паспорт спросить.
Польские части пунктов работает гораздо менее четко, чем белорусские. Там надо обязательно изобразить автотуриста, а не челнока, иначе можно попасть в разряд особоконтролируемых и проторчать там пол дня. Особенно это важно при движении из Польши, поскольку местные пачками оформляют в польской таможне чеки "такс-фри" и "красный коридор", где это всё происходит, движется со скоростью 5 машин в час.
Из Москвы в Белоруссию ехать просто, по Кутузовскому проспекту и Минскому шоссе, которое ведет прямо в Минск. В вот из Питера - непросто. Е-95 отклоняется к востоку и возникает желание от Опочки двинуться прямо на юг, в Полоцк. Надо ли это делать, вопрос спорный. GoogleMaps, например, рекомендует из Питера в Минск ездить через Полоцк, а в Брест - через Витебск и Минск.
Е-95 достаточно приличная дорога, особенно те 2км, которые примыкают к МАПП «Лобок». В других местах бывает по разному, но проехать можно.
Чтобы двинуться на Полоцк, надо в Опочке сьехать в город и найти указатель. Указатель старый, на нем практически уже ничего не написано, а раньше написано было "Полоцк". Указывает он налево. Правильность выбора дороги можно проверить по сообщениям, что она платная. Вплоть до пересечения с федеральной трассой М-9 "Москва-Рига" на ней почти везде есть асфальт. Дальше начинается собственно платный участок. Когда-то, в лихие 90-е, плату собирали молодые люди с автоматами, прямо на дороге, в глухом лесу. Теперь они сделались солидными, приобрели шлагбаум, будку и бумагу от губернатора, наняли персонал и установили это все почти у самой границы. Дорога же от М-9 до границы практически разрушена, асфальт почти весь снят, отрыты глубокие рвы, огражденные ветками.
Платный участок можно объехать через город Себеж, достаточно, кстати, приятный, по дороге Р-62. Правда, от Себежа до границы она грунтовая, грейдированная, типа "стиральная доска". Зато в конце её, в городе Верхнедвинске, есть хорошая гостиница "Ника". Оттуда можно поехать прямо в Евросоюз, но об этом - в тексте по Латвию.
Дорога от границы через Полоцк в Минск достаточно приличная, хотя и узкая местами и извилистая. В целом она хуже, чем от "Лобка" до Орши, и, естественно, не автострада, как Е30/М1