Дороги: Финляндия

Финляндия - большая и опасная страна далеко на севере.

Проезжую часть в Финляндии песком не посыпают. В особо скользких места добавляют к льду немного гранитной крошки. Поэтому, не рекомендуется ездить в Финляндию зимой на плохих колесах. Во-первых: это запрещено. Во-вторых: даже если удасться пробраться через границу на лысых колесах, что возможно, поскольку особо не проверяют - ездить за границей будет не весело. При этом следует учитывать, что в некоторых европейских странах шипованные колеса запрещены.

Когда какие колеса одевать, определяется датой праздника Пасхи, специальным постановлением властей, погодой, общим состоянием дорожного покрытия и личным мнением полиции. И эта система работает, представте себе.

Финские дороги деляться на две категории: дороги прямые и дороги очень извилистые. Вторые были построены до изобретения динамита. Динамит очень помог финнам в преобразовании природы, с его помощью они построили канал, по которому, если что-то пойдет не так, из восточной половины Финляндии утечет вся вода.

Финская полиция ведет себя спокойно. Забудете включить ближний свет - покажут на Вас пальцем. Злостных нарущителей принято сначала укладывать и ковать, а разбираться потом. Отлов пьяных водителей происходит следующим образом. На вынужденно вставшее скопление машин из лесу выбегает человек 30 в ярких одеждах, с мешками одноразовых алкотестеров, очень похожих на противогазы, и без разговоров суют их в морду тем, кто за рулями, тратя на одного клиента не более пол-минуты.

Серьезную угрозу автотуризму в Финляндии представляют парковщики. Это особые люди, чаще женщины в летах, не щадящие никого и нигде. Бороться с ними, к сожалению, можно только путем своевремнной оплаты и соблюдением указанных сроков. Для этого следует запастись специальным прибором, таким синим, с циферблатом, стоимостью от 1 евро; а также евромонетами. На заправках и в магазинах встречаются разменные автоматы. Вообще, без монет в Финляндии непросто. Трудно получить телегу в супермаркете. Не во всякий туалет войдешь. Прибыв в место парковки надо, прежде всего, определить, разрешена ли она там, и если да, то на каких условиях. Квитанция из паркомата или синий прибор с установленным на нем временем прибытия должны быть размешены на торпеде, что бы видно было.

Следует, по возможности, избегать мест со сложной системой парковки. Мы так однажды припарковались у отеля... На рецепции вручили схему расположения машин с точностью до сантиметра, типа на месте 6-8 можно вставать, 9 - нельзя, 10 можно, 11 - нельзя и т.д. Чтобы достичь этого чуда, надо было выехать из города, въехать с другой стороны, подобраться к гостинице с тылу и взгромопи-----ся на крышу соседнего торгового центра. Естественно, была пурга. Занесло к чертовой бабущке не только подъезды и въезд, практически вертикальный, но и разметку с номерами. Стихия бушевала всю ночь, но когда на рассвете я откопал автомобиль из под метрового сугроба, лобовое стекло было украшено штрафом.

Опасность могут также представлять дикие звери. Далеко не все дороги в Финляндии огорожены и далеко не все крупные звери снабжены световозвращателями. Мелкие звери могут через изгороди проникать. Встреча же даже с небольшим животным на большой скорости чревата неприятностями. Я беседовал с водителем, столкнувшимся с зайцем. Заяц не стал гибнуть зря и пробил собой радиатор. Зимой в Лаппландии вдали от жилья без радиатора нелегко.

Если Вам посчастливится сбить оленя, то, по финскому законодательству, надо его сразу зарезать, чтоб не мучился. Для этого надо приобрести специальный фирменный лапландский нож, евр за 100, и возить его с собой. Если олень был оборудован GPS-модулем, то за Вами приедут, или прилетят, сами. Если нет, то надо сообщить в полицию. Обойдется такая охота на оленя в пределах 50000евро, особенно если животное было домашним и принадлежало ранее угнетаемым саамам.

В случае вынужденной остановке на трассе не следует надеяться на помощь проезжающих мимо финнов. Надеяться надо на:
- российских эвакуаторщиков, оказывающих услуги по извлечению из Финляндии, их телефоны можно найти в интернете и на приграничных деревьях и заборах.
- универсальный номер 112.

Мной лично, при температуре воздуха -25С, на достаточно оживленной трассе был обнаружен сильно замерзший гражданин РФ, который, по его словам, в течении 3-х часов махал руками и показывал конец троса финнам, чтобы попросить отбуксировать его до границы. В России принято в таких случаях останавливаться и оказывать помощь. Меня самого русский житель Финляндии протащил километров 80 по "Скандинавии" в дикий мороз с метелью, а от вознаграждения отказался. Удачи ему на дорогах и во всем остальном. В Финляндии - нет, не принято, работают соответствующие службы.

Мигать-благодарить также не принято. Ровно как и пропускать, где не положено - считается, что движение организовано достаточно хорошо и долго ждать не придется. "Елка" выполняется автоматически.

Разведение страусов для получения от них яиц, мяса и перьев становится все более популярным в Финляндии. Страус, однако, птица беспокойная и не всем фермерам удается удержать их от побегов. Видимо, сказывается отсутствие опыта многих поколений. Появление в финской природе одичавших страусов вызывает растущие опасения в обществе. И не зря.

Так, недавно произошла трагедия. Страус, сбежавший с фермы летом, с наступлением холодов решил вернутся к людям, поскольку на воле ему стало совсем нелегко - от мороза выпали перья. В таком виде, без перьев и весь синий, он вышел из лесу, проник на территорию дома престарелых и неожиданно появился перед прогуливающейся старушкой.

Крепкая финская женщина в своей жизни видала и не такое, самодвижущаяся мороженная курица высотой в 2 метра её не испугала, а вызвала только возглас удивления. Страус же, от тяжелой жизни, находился на грани нервного срыва и попытался спрятать голову в песок, т.е. в данном случае, в асфальт, и разбил ее нахрен. Это уже оказалось для старушки слишком и у нее случился сердечный приступ.

"Передние и задние противотуманный фары можно включить только в условиях тумана или сильного дождя или снегопада. Заднюю противотуманную фару можно включить и тогда, когда поднимаемые движением машины снег, пыль и грязь существенно ограничивают видимость транспортного средства назад. Одна темнота не является основанием для их использования. Неправильное использование противотуманных фар в Финляндии наказуемо."

"Аварийную сигнализацию можно включить только тогда, когда транспортное средство пришлось из-за аварии, повреждения или другой принудительной причины остановить в таком месте, где оно может подвергать другое движение опасности. Транспортное средство надо всегда остановить в безопасном месте за пределами главной дороги, например, на автобусной остановке, в месте отдыха или у второстепенной дороги. Причиненная сама собой ситуация, например, изучение карты, не дает право на включение аварийной сигнализации и остановку в самоуправном месте. Неправильная остановка и неправильное включение аварийной сигнализации являются наказуемыми поступками в Финляндии."

А вот это работает не всегда. В финском закодательстве есть дырка, позволяющая бросать надоевшие машины на трассах, имитируя ДТП, а не сдавать их в утилизацию за большие деньги. Такие машины стоят, где попало без всякой сигнализации и обозначений.

Жизнь в Финляндии дорогая, еда дорогая, гостиницы дорогие. Но выручают кемпинги: живешь в палатке, жаришь мясо на костре, пьешь пиво из дьюти-фри. Вот некоторые:

Santalahti
Котка. http://www.santalahti.fi

Самое лучшее тут - прогулка к морю по тропинке, начинающейся от стоянки при гостинице и идущей почти строго на юг. Летом там на море можно купаться, песка нет, но можно залезать с плоских камней. Пляж в самом кемпинге хиловатый и над ним висят высоковольтные провода.
Тихо, вокруг лес густой. Слышно, как стукают по шарам на поле для гольфа. Заезжать легко, указатели стоят от самой главной дороги E18
Палаточные и кемперные места удобные. Маленькие коттеджи бедненькие, но чистенькие. Хорошие сауны.
Wi-Fi достает не везде, см.карту на их сайте.

Rastila
Хельсинки. http://www.rastilacamping.fi
Расположен в городе, рядом стоят многоэтажные дома.
Отличается чрезвычайно высокой заполняемостью, поскольку:
- большинство европейских автотуристов приплывает в Финляндию на паромах именно в Хельсинки, делают первую остановку в этом кепминге, а уже потом разъезжаются по всем остальным.
- всякая беднота: мигранты, беженцы и гастарбайтеры любят жить тут в маленьких коттеджиках ("туалеты и душевые находятся в отдельном здании метров 100 от домика") большими группами. Все это приводит к тому, что в высокий летний сезон основная часть кемпинга сильно напоминает цыганский табор почти всем, кроме чистоты - чистота поддерживается. Бохатым же предлагются хорошенькие новые коттеджи (коттеджи люкс) чуть в стороне от общего стойбища, в роще среди валунов. Там современно и мило.
Есть море. Бесплатно и с песком. Зимой пробивают полынью. Правда море получается хельсинское средиземное, с видом на метромост, но купаться можно.
Есть кафе/ресторан, что в данном случае не особо важно, поскольку ближайшая городская будка с гамбургерами находится в 300-x метрах.
Интернет есть на рецепции, в публичном компутере, за 2.5e/15мин и через "ограниченный по времени бесплатный" Wi-Fi.
Центр Хельсинки покрыт хорошим бесплатным Wi-Fi-ем. Станция метро, на которой можно доехать в центр, находится там же, где и будка с гамбургерами.

Tykkimaki.
Куйвола. http://www.tykkimaki.fi/
При парке атракционов. Парк отличный. Весь спектр развлечений: от полетов в пластиковом креслице на 70-и метровой высоте до кормления кроликов.
Сам кемпинг расположен на берегу озера с пляжем и купальней, с которой приятно нырять. Вода чистая, не торфяная.
Летом - пешеходные и гребные, зимой - беговые лыжные трассы. Оживленной автомобильной дороги почти не слышно из-за леса и гор.
Еда - в лунапарке, в самом кемпиге - только будка с мороженым и чипсами.