Сами поляки утверждают, что дорог у них нет. Это не совсем верно. Дороги есть. Правда, по качеству они не всегда соответствуют западноевропейским стандартам. Вот перевод польской песни:
... строили мы с пацанам типа дорогу
работа тяжкая, а платили хреново
дорога, нах, получилась вроде прямая,
но, ля, с ухабами.
нормально, каток приедет, выровняет нах.
в натуре, идти по ней можно
пох ямы, направление верное
каток приедет, выровняет нах.
всё, ля, выровняет,
нех тут на нас гнать.
Это, конечно, художественная литература, причем эпохи социализма, но и после освобождения от коммунистического рабства польский народ дороги строить не бросился, а делает это очень постепенно, маленькими кусочками то там, то сям. Автострады присутствуют, но ведут совсем не туда куда надо россиянскому автотуристу, стремящемуся пересечь страну транзитом с востока на запад или юго-запад.
От границ, что белорусской, что литовской в Варшаву проложены узкие, извилистую, через города, хорошо хоть более-менее ровные. Все фуры с нами. Из Литвы в Варшаву можно ехать через Белосток, можно через Ломжу - разница невелика.
В Варшаве начинается автобан Варшава-Берлин, прямой и платный. Прямая дорога из Варшавы в Краков - 7/E77 очень разнообразная - весь спектр возможного, от автострады до переулка в деревне. В Чехию едется по почти достроенной автостраде A1/E75 Гданьск-Чехия, на которую попадается в районе Лодзи, а лучше в Piotrk?w Trybunalski по S8/E67. В районе Катовице достаточно тяжело ориентироваться. Хохлам же транзитным хорошо - они мчаться через всю Польшу с ветерком по A4/E40. Дороги класса A в Польше платные, причем пункты оплаты попадаются гораздо чаще, чем хотелось бы.
Ездят на машинах поляки почти так же лихо, как россияне, но быстрее. На знаки, ограничивающие права человека на лихую езду, особого внимания не обращают. Полиции не боятся. С пешеходами вежливы.
С чем в Польше хорошо, так это с едой. Слухи о том, что национальным польским блюдом является тушеная капуста - неверны. Национальное польское блюдо - жареное мясо с жареной картошкой: 1кг мяса и 1кг картошки. Белорусский жареный в масле картофельный блин - дранчик, имеет размер до 10см и позиционируется как самостоятельное блюдо. Польский дранчик имеет размер до 40см и служит гарниром. Подаётся эта правильная кухня во множестве придорожных заведений. Хорошим знаком служит использование в названии заведения слов: Palac - дворец, Zajazd - то, куда можно заехать, и, особенно, Staropolski - старопольский. Практически в любом Zajazd Palac Staropolski за 50е можно вчетвером наесться и напится до полной невозможности продолжать дальнейший путь и не продолжать его, заночевав в полном комфорте за 80e.
Каждый владелец польской гостиницы считает её лучшей в мире и обижается, когда у него не останавливаються. Так, например, мы однажды искали, где переночевать в городе-курорте Закопане. Там трудно найти, где переночевать, поскольку почти каждый дом в городе является гостиницей. Уже достаточно высоко в горах нашлось что-то похожее на кемпинг, с деревянными домиками. Часа полтора мы с управляющим заведением искали наиболее приличное жилье, лазая по склонам, переправляясь через бурные ручьи и продираясь сквозь заросли. Не нашли - все дома оказались слишком старыми и не ухоженными. Прощаясь, управляющий порекомендовал обратиться в объект напротив через дорогу. Может там Вам понравится - сказал он. Я проник на тот объект и долго бродил по нему, ища рецепцию. Все очень напоминало приличную недорогую гостиницу - бедненько, но чистенько. Наконец, встретился человек, сидящий за столом. Да, ответил он, здесь, в принципе можно остановиться. Но надо иметь рекомендацию от приходского священника и утром поучаствовать в богослужении. Тут у нас резиденция Папы Римского.
Бензин в Польше несколько дешевле, чем в окружающих странах Евросоюза, что может быть отчасти вызвано повышенной предприимчивостью персонала бензоколонок.
Поляки - народ предприимчивый. Так, один раз я взял в Варшаве напрокат машину. Принимать её от меня в аэропорт прибыла спецкоманда, состоящая из почти голой девицы и благообразного пана в костюме с усами. Пан изложил мне выгодное предложение, состоящее в том, что выплатив им немедленно наличными половину стоимости аренды, я, со временем, получу обратно на карту всё оплаченную в их конторе сумму.
Другой раз, в ходе распития кофе на бензоколонке, я получил предложение оплатить транзитный проезд через Варшаву от группы людей, которых неопытный путешественник легко мог бы принять за дорожную полицию. Мне показалось несколько странным, что платить надо было за то, что я не воспользовался объездной дорогой, в то время как из читаемой мной в этот момент газеты можно было узнать, что эта объездную дорога будет достроена не ранее чем через 3 года. (И до сих пор не достроена).