Для страны, которую 78 дней подряд бомбили враги, Сербия выглядит просто отлично. Сербы по быстрому восстановили наиболее важные объекты: здания, мосты, телебашни и дороги - при желании можно купить карту, на которой обозначено, куда именно попадало и что было разрушено - очень много чего. Но при этом, по сравнению с другими событиями более чем 1000-летней сербской истории, война со всем НАТО выглядит небольшим локальным конфликтом, при этом Сербия жива и достаточно неплохо себя чувствует.
А повоевать там есть за что. Земля красивая, богатая и украшенная. К сожалению, мы уже который раз проскакиваем через Сербию по автострадам, не съезжая к наиболее выдающимся местам, но даже то, что видно при такой скоростной езде - впечатляет.
Наблюдаются в Сербии родные россиянские приколы в виде черных автомобилей с мигалками или людей в тельняшках, но без ног, промышляющих сбором подаяния прямо на проезжей части. Но вот сербская армия ездит на мерседесах. Офицеры на гелендвагенах, а за ними рядовые на спринтерах. И, поездив, они все вместе пьют кофе на бензоколонках.
Не сербских границах - настоящие пропускные пункты, со всеми проверками и очередями. И страховки могут спросить и цель посещения. Хотя российских граждан и пускают в Сербию без виз, стоять придется со всеми прочими. До 2011 были отдельные проезды для сербов и русских, теперь нет - всех пропускают вместе с турками, которые в огромных количествах ездят из родной Германии и родную Турцию и обратно. Однажды, выезжая из Венгрии, мы решили, в исследовательских целях, объехать всех турок и влезть без очереди. Маневр удался.
Несмотря на то, что скорость на автострадах ограничена 120км/ч, едут и 150 и больше. Сами автострады уже не новые и качеством похуже, допустим, венгерских, но не настолько, что бы езда по ним была не комфортна.
Автострада Шегед-Белград (E75) проложена по степи, которую сербы оттяпали у венгров. В степи этой, естественно, летом жарко. От жары можно спасаться в неоднократно нами уже хвалимых заправках ОМV, которые, ко всему прочему, оборудованы детскими площадками. Единственный придорожный мотель расположен в 80км от венгерской границы и жить там неплохо, но, если есть время, лучше уже доехать до Белграда и остановиться там, посмотрев город.
За проезд по сербским автострадам берут плату, небольшую, 13 евро, если проехать всю страну с юга на север. Карты принимают, очередей на пунктах нет. Система оплаты везде разная, где-то дают талон на въезде и потом рассчитывают, где то сразу берут деньги
E75 идёт через центр Белграда, местами обращаясь в обычный городской проспект. Активно перестраивается в отличную автостраду объезд Белграда с юга, через множество мостов и тоннелей. В месте, где он, еще в неперестроенном состоянии, выходит к Е75, ведущей дальше на юг, есть две хорошие гостиницы: "Сучевич" и "1000роз"
За Белградом начинаются горы. На удобстве езды это никак не сказывается, крутых подьемов и поворотов нет, везде, где надо, приделаны третии ряды. Сервиса при дороге немного. Мотели замечены в Анево, Цуприя и в 100км от Белграда. Есть несколько заправок OMV и родного Газпрома.
Перед Нишем трасса раздваивается: вправо на Македонию и Грецию, влево на Болгарию, Турцию и т.д. Вообще, большинство главных дорог, (но не автострад) в Европе проложено по древнеримским, более чем 2000-летней давности. Та, что идет от Ниша на восток (E80), называлась Via Militaris и была единственным путем, связывающим западную и восточную часть империи по суше. И турки завоевывать Европу шли именно по этой дороге, как впрочем и сейчас.
В окрестностях Ниша E80 продолжает быть автострадой, а потом входит в узкое ущелье, где езда происходит с элементами горного и спелео туризма, под скальными навесами, которые непонятно на чём держатся. За ущельем дорога шире и прямее не становится и в таком виде идет до болгарской границы. Но по сторонам от неё строится, местами по высоченным мостам, автострада.
Район достаточно туристический. Выше в горах, при озерах, попадаются пятизвездочные отели. При дороге же и в городе Пирот - недорогие мотели для проезжающих. Турки отдыхают в особых маленьких резервациях, называемых TurkPark. Продвинутых бензоколонок нет, зато можно посидеть в кафанах - местах где подают кофе и остальные полезные напитки.